Как дети учатся говорить?
До трех-четырех летнего возраста дети могут
иметь неточное произношение. Но не позднее, чем к пяти-шести годам
ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной
речи. Нарушения в произношении звуков в старшем возрасте рассматриваются
как дефекты произношения, исправлять которые бывает трудно. Поэтому за
формированием речи ребенка важно следить и вовремя предупреждать
закрепление косноязычия. Этапы усвоения детьми трудных
звуков 1. Звук [с]Твердый звук с появляется у детей в возрасте
2-2,5 года. Могут быть замены с - сь, Чудо межзубное или призубное
произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука
с (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило,
закрепляется произношение звука с. Иногда наблюдается смешение звуков с -
з, с - ц, с - ш др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать
работу над четким и ясным произношением звука. 2. Звук [з]Появляется
звук з на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким
вариантом: Зея (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый
звук з, однако может быть смешение артикуляци-онно близких звуков:
«жук» - «зюк», «зубы» - «субы» К концу четвертого года жизни большинство
детей усваивают и правильно произносят звук. 3. Звук [ц]Усвоение звука ц
проходит через такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (ти-пленок -
сипленок - сыпленок - тцып-ленок- цыпленок). Данная система заменителей
не является обязательной для всех детей.На третьем году жизни у ребенка
может еще отсутствовать твердый звук ц и заменяться звуком ть или сь
[с]. К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к
четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством
малышей. 4. Звук [ш]Шипящий звук ш появляется обычно на третьем
году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со
свистящим с («суба» вместо «шуба). У некоторых детей в 4-5 лет может
наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и др. Не
всегда четко дифференцируемся в речи. Может заменяться не только
свистящими, но и звуками х и ф. (Помните: «сыски», «хыхки» и «фыфки»?) К
5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого
уровня. 5. Звук [ж]Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети
произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук»
вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное
произношение звука ж. К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети
испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и
шипящими звуками. 6. Звук [ч]Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые
малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: «цасы» вместо
«часы». В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук
ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно
шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может
наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию
фонематического слуха. 7. Звук [ш]У некоторых детей
появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий,
заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо «щенок», «савель»вместо
«щавель»В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь
появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление
неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и
смешение: щ — ч, щ — сь. 9. Звук [р]Предлагаем Вам пройти уникальный тест: Узнай судьбу отношений. | |
|
Всего комментариев: 0