Как оценивать действия с предметомУченые обнаружили следующую закономерность. Если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то такая система оценки действует на ребенка сначала благотворно. Он обретает уверенность в себе, раскованность, не боится поражений, его предметные действия получают мощный стимул к развитию. Однако, если отрицательную оценку исключать длительное время, малыш начинает терять четкие ориентиры в действии – не может определить, где правильно, а где неправильно. Он перестает замечать свои просчеты и требует от взрослого похвалы за любое, даже ошибочное действие. Если же взрослый, напротив, замечает только неудачи малыша и никак не реагирует на его успехи, такая система оценок сначала резко угнетает предметную активность ребенка вплоть до ее распада и отказа от действий вообще. Однако, если практиковать ее достаточно долго, малыш преодолевает недовольство взрослых, и его предметная деятельность постепенно активизируется, хотя ее развитие несколько замедленно, а эмоциональный тонус ребенка снижен. Но вот чего абсолютно не терпит малыш, так это вашего безразличия к тому, что и как он делает. В таком случае его предметная деятельность развивается хуже всего, а сам он может стать конфликтным и агрессивным. Ребенок идет даже на то, чтобы спровоцировать близких на отрицательную оценку своего действия, намеренно нарушает запреты, лишь бы получить их эмоциональный отклик. Конечно же в семьях достаточно редко прибегают только к негативной либо только к позитивной системе оценок деятельности ребенка. Обычно одни родители чаще хвалят, другие – чаще порицают малыша. И все же не забывайте о том, что ваши оценки конкретных действий ребенка влияют на его предметную активность и небезразличны для ранимой и еще очень нестабильной психики малыша. | |
|