Women's blog
- мужчинам вход запрещен!
f t B
Как помочь ребенку заговорить. Часть 1
 

Как помочь ребенку заговорить. Часть 1  

         Многие родители, для того чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему побольше словесных образцов: «Скажи – часы, скажи – ложка…» К великой радости взрослых, многие малыши уже в 8–9 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные слова и даже выражения, потрясая всех своими «необыкновенными» способностями. Конечно, такие игры стимулируют подражание речевому образцу. Но развивают ли они речь ребенка?   Долгое время было принято считать, что подражание чуть ли не единственный источник речевого развития, а игры в «скажи-скажи» – основной метод обучения речи. Однако, несмотря на впечатляющую простоту этого метода, его эффективность весьма сомнительна. Наблюдения и более внимательный анализ показывают, что прямой связи между подражанием и активной речью ребенка вовсе нет. Малыш может легко воспроизводить то или иное слово, но вместе с тем никогда не употреблять его самостоятельно, в реальной ситуации. К тому же подражание у маленьких детей часто носит отсроченный характер: ребенок может воспроизвести услышанное слово лишь спустя некоторое время, когда взрослый уже забудет о том, что сам учил ему своего малыша. Очень часто упорные попытки добиться от своего ребенка повторения какого-либо слова оканчиваются ничем. Он произносит в ответ нечто совершенно иное: его просят сказать «лампа», а он говорит «буль-буль». А то и вовсе молчит, и лишь спустя неделю, а порой и позже, при совершенно других обстоятельствах, в его речи вдруг появляется это долгожданнное слово.   Получается, что связь между речью и подражанием далеко не прямая и не простая. Воспроизведение речевого звука еще не есть собственное слово ребенка. В то же время первые слова, как мы уже говорили, очень часто совершенно не похожи ни по своему звучанию, ни по своему значению на слова взрослого. И тем не менее подражание – необходимое условие овладения речью. Ведь дети всегда говорят на том языке, на каком говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отношения, благодаря чему они становятся собственными словами маленького человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и прежде всего стремиться к тому, чтобы ребенок активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.   Ниже мы приведем несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет. Все они основаны на включении речи ребенка в его действия, общение со взрослым и восприятие разнообразных впечатлений.   Совместное рассматривание предметов. Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом – живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: "Киса, киса, иди сюда”». Или: «Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу… Поехала машинка, давай скажем вместе – поехала машинка» и проч. Рассматривание предметов необходимо сочетать с активными действиями самого ребенка, чтобы слово у него связывалось с собственными действиями и ощущениями. Это способствует созданию более яркого и отчетливого образа предмета. Всякие проявления активности или интереса к предмету, как и попытки произнести его название, обязательно нужно поддерживать и поощрять.   Чтение потешек. Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку («Ладушки», «Сороку-ворону», детские стихи А. Барто, «Курочку-Рябу» и т. д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «я люблю свою… лошадку». Или: «Жили-были дед… и баба». Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок «подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.   Знакомство с новым действием.

Категория: Семья и дети | Просмотров: 646 | Добавил: test | Теги: воспитание детей, развитие ребёнка, как помочь ребенку заговорить, дети, семья, речь у детей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Реклама на сайте
  • Контактная информация
  • © 2024 Все права защищены.
    При копировании материала активная ссылка на источник обязательна! Powered by www.mini-ubki.ru
    Обращение к пользователям
    Наверх