Нарушения речевого развития. Часть 1
Нарушения речевого развития. Часть 1Срок и темпы овладения речью у каждого ребенка очень индивидуальны. Уже не раз психологи пытаются установить, сколько слов должны говорить дети разного возраста. Однако эти попытки оказались тщетными, потому что у детей от года до трех слишком большие различия, которые в более позднем возрасте сглаживаются. Само по себе количество произносимых слов еще мало о чем говорит. Важно, чтобы развитие речи шло по правильному пути. Но если ваш ребенок до 2 лет не произносит ни единого слова, следует внимательнее присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Причины задержки речи могут быть различными. Попытаемся рассмотреть самые типичные варианты речевых трудностей в раннем возрасте и дать рекомендации, как их преодолеть. Задержка на стадии называния. Некоторые дети не используют речь в своих играх, в общении со взрослыми, они предпочитают общаться жестами, требовательными возгласами, указательными жестами. Они любят молчаливые игры, не требующие контактов с людьми. Отсутствие активной речи невротизирует ребенка, он становится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком. Вместе с тем эти ребятишки с удовольствием повторяют за взрослым названия различных предметов и могут отчетливо артикулировать многие речевые звуки. Но сами, по своей инициативе, не говорят. Так обычно бывает, когда ребенок произносит слово только под влиянием образца взрослого, а собственного отношения к слову у него не возникает. В этом случае вам нужно развивать сразу несколько сторон деятельности ребенка. Во-первых, нужно активно использовать речь в предметных действиях. Для этого сопровождайте показ предметных действий рассказом, как это было описано выше. Во-вторых, организуйте сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе» (катать мячик или машинку друг к другу, нагружать кубиками игрушечный грузовик), чтобы вызвать у малыша потребность в совместных действиях. И в-третьих, как можно больше разговаривайте с ребенком. Не учите его говорить, а именно разговаривайте: читайте книжки с картинками, рассказывайте о его и своих действиях, вместе наблюдайте за окружающими – словом, используйте все те приемы, о которых говорилось выше. Задержка на стадии эмоционального общения. Задержки такого рода возникают тогда, когда общение с родителями до 2 лет сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками и улыбками. Для подобного общения речь не нужна. Можно просто улыбаться взрослому, принимать его доброжелательное внимание и «объясняться» с помощью младенческих вокализаций – взрослые и так все понимают. Слово в прямом смысле здесь лишнее. Для исправления такого положения и для появления активной речи необходимо создать потребность в слове. Эта потребность возникает в предметном сотрудничестве ребенка со взрослым (см. выше). Фиксация на предметных действиях. Фетишизация предметов также может стать причиной трудностей в овладении речью. Но это трудности другого характера. Дети бесконечно, но однообразно манипулируют предметами, сосредоточены на них и обнаруживают достаточно тонкие двигательные умения. Однако они все время молчат и как бы «выпадают» из общения с окружающими. Такие дети практически не обращают внимания на взрослых: не смотрят им в глаза, не выполняют их просьб, не радуются при появлении мамы или папы. Даже свой протест малыши выражают в пустоту или игрушке, но только не близкому человеку. Отсутствие необходимых эмоциональных связей с людьми проявляется и в стремлении делать все самому: взрослый как партнер по совместной деятельности им совершенно не нужен. Поэтому предметные манипуляции таких детей, как правило, весьма бедны и однообразны. В этом случае попытайтесь вернуться к непосредственному эмоциональному контакту с ребенком. Ласковые поглаживания по головке, обращения по имени, положительная оценка всех действий, доброе внимание к занятиям ребенка, зрительные контакты с ним могут привлечь малыша ко взрослому. | |
|
Всего комментариев: 0