Women's blog
- мужчинам вход запрещен!
f t B
От года до полутора лет. Часть 2

От года до полутора лет. Часть 2

    Если взрослые рассматривают предмет в жизни ребенка лишь как способ отвлечь его внимание от себя, занять на время, чтобы не докучал старшим, то можно столкнуться с тревожными симптомами – уменьшением любознательности и активности, замедлением темпов развития общения со взрослым, задержкой в возникновении активной речи, снижением интеллекта, бедностью и однообразием действий, слабой продвинутостью эмоционально-волевой сферы.     Чтобы этого не случилось, ваше участие в овладении ребенком игрой с предметами в первой половине 2-го года жизни должно быть многообразным. Вы выступаете в роли и образца, и партнера, и ценителя достижений ребенка. Только в подобном общении у малыша возникают такие необходимые компоненты предметного действия, как его образ и схема. Без них предметное действие как особое психическое образование не складывается, а остается на уровне примитивных движений – они выполняются по «логике руки», то есть ограничены моторными навыками. И даже если ребенок будет активно манипулировать предметами, это не поможет становлению его главных психических функций, не продвинет его в развитии. Психологически полноценное предметное действие развивается через следование образцу взрослого. При этом у малыша сначала складывается образ, а затем конкретная операционально-техническая схема действия, максимально приближающая действие ребенка к образцу взрослого. Вы можете легко убедиться в этом, понаблюдав, как поступает ребенок с предметами в начале раннего возраста. Малыш, следуя примеру взрослого, впервые пытается самостоятельно напиться из чашки. Оторвав ее от стола, он несет ее к ротику, накренив и проливая содержимое на себя. Усвоение им назначения чашки и есть образ действия, с которого начинается построение его схемы. Совершая специфическое действие (употребляя чашку по назначению), малыш еще не в силах сразу запомнить и осуществить в нужной последовательности промежуточные операции (чашку подносить ко рту вертикально и, лишь охватив губами ее край, можно наклонить, чтобы жидкость попала в рот). Только вместе с вами ребенок постепенно корректирует схему действия, затем самостоятельно уточняет последовательность движений и наконец добивается необходимого результата. Ваша похвала закрепит верные, а порицание отфильтрует неверные операции, своей искренней радостью за успех малыша вы поощрите его дальнейшие самостоятельные пробы.     Особо обращаем ваше внимание на оценку действий ребенка, выражаемую словами и в виде радости. Без такой оценки он не способен выяснить, насколько успешно действовал. Оценка необходима ему и для того, чтобы узнать, как вы относитесь к нему, ребенку, в связи с его опытами. Благодаря вашей оценке малыш фиксирует в своем сознании, что в глазах окружающих он предстает хорошим, когда успешно действует с предметом, причем только определенным, а не любым образом.     А если этот момент в сознании малыша не закрепляется, у него не формируется отношение к предметной реальности как к чему-то особому, требующему сосредоточенности и усилий. У ребенка нет врожденной потребности добиваться успеха и стремиться к правильному действию. Подобное устремление малыша рождается только в общении со взрослым и с его помощью, когда тот адресуется к личности ребенка не непосредственно, а опосредованно – через то, что и как умеет делать с предметом малыш. Очень скоро ребенок и сам начинает относиться к себе через призму своих предметных действий и старается точно следовать образцу взрослого, потому что успешное действие и хорошее отношение взрослого, как оказывается, зависят друг от друга. Чем теснее были эмоциональные контакты ребенка с родителями на 1-м году жизни, тем легче ему удается установить новый тип отношений со взрослым, когда симпатии старшего партнера по общению выражаются не напрямую и вне зависимости от того, что и как делает малыш, а опосредованно – через умение «взять» и повторить образец взрослого («какой Коленька молодец, так хорошо ложечку держит»). Без заложенного еще в младенчестве ощущения, что он любимый, несмотря ни на что, не всякий малыш в деловом общении способен выдержать порицание за неправильное действие.     С изменением объекта оценки ребенку становятся более очевидными новые качества взрослого: он не только образец для подражания, но и умелый исполнитель, знаток правильного действия – и малыш старается найти и развить эти качества в себе самом. Подражая взрослому все более и более осмысленно, ребенок сравнивает свои достижения с достижениями взрослых, соотносит свои действия с действиями окружающих и постепенно вырабатывает критерии успешности и неуспешности в каждом конкретном деле. Такие критерии ложатся в основу самооценки малыша, складывающейся из представлений о себе (что я могу) и отношения к себе (какой я в связи с тем, что я могу это делать).
Категория: Семья и дети | Просмотров: 636 | Добавил: test | Теги: развитие ребёнка, воспитание детей, дети, семья, дети от года до полутора лет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Реклама на сайте
  • Контактная информация
  • © 2024 Все права защищены.
    При копировании материала активная ссылка на источник обязательна! Powered by www.mini-ubki.ru
    Обращение к пользователям
    Наверх