Women's blog
- мужчинам вход запрещен!
f t B
Предречевое развитие. Часть 1

Предречевое развитие. Часть 1

   Издаваемые звуки. Все  голосовые реакции ребенка можно разделить на две группы: рефлекторные и  социализированные звуки. Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.
 При помощи электроакустического анализа ученые доказали, что  крик ребенка представляет собой новую, качественно более высокую ступень по  сравнению с криком новорожденных обезьян. Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребенка  начинает приобретать все новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мать уже может определить,  почему малыш кричит: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во  всех случаях крик имеет особенности. У здорового младенца интонационная окраска  крика отчетливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенесших  родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния,  интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у этих детей тихий,  монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто  сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и  захлебываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос.  Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.
  В первые месяцы в крике ребенка преобладают гласноподобные  звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда  звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но, поскольку они рефлекторной  природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти  звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и  артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикулярными  движениями и их слуховым восприятием.
  Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребенка.  Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го  месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выходом. Дети  с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают  расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает  пронзительным либо очень тихим. На выдохе ребенок всхлипывает или вскрикивает.  Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса. Если у  здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам  жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при  детском церебральном параличе, крик остается однообразным, невыразительным.
  В 2–3 месяца во время крика у здорового ребенка начинают  усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые  слезы. Кроме того, если в период новорожденности ребенок кричал только от  холода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущенно кричать, если  мама прекращает общение или меняет положение его тела. С этого же возраста  ребенок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.
 Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную  природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или  грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворенного  ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще всего  встречаются передние гласные и задние согласные. В отличие от крика они не  имеют носового оттенка. Специалисты считают, что речь развивается быстрее,  когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них  имеют гуление и лепет.
  Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребенка.  Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление – своеобразная тренировка речевого  дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их  постепенно обогащается, как и интонации. Звуки гуления уже приближаются к  стандартным фонемам.
  В период гуления чисто рефлекторные звуки нередко переходят в  социализированные. Малыш все чаще начинает использовать гуление для общения с  окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением  гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки  звуков, как бы подражая самому себе.
  Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления,  который сопровождает эмоциональное общение ребенка и взрослого. В период так  называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно  притормаживаются, и он как бы сосредоточивается на новых для него  артикуляционных и слуховых ощущениях. Это необходимая предпосылка для  формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового  качественного приобретения в период доречевого развития.
  У детей с поражением центральной нервной системы, в частности  при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При  тяжелых формах болезни гуление не появляется вообще, при более легких –  возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и  тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
  В первом полугодии жизни ребенка вас должны насторожить:  отсутствие гуления, повышение мышечного тонуса языка, неправильное положение  его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый  большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.  Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в  дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не  только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчетливостью  их ощущений. Ребенок может нечетко или искаженно воспринимать положение языка,  губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом  необходимо специально заниматься.
  К 5–6 месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания  губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт»  и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он  произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития  лепета. Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете  каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребенок тренирует  координацию дыхания и артикуляции.

Категория: Семья и дети | Просмотров: 655 | Добавил: test | Теги: уход за ребёнком, развитие речи у ребёнка, мама, воспитание, семья, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Реклама на сайте
  • Контактная информация
  • © 2024 Все права защищены.
    При копировании материала активная ссылка на источник обязательна! Powered by www.mini-ubki.ru
    Обращение к пользователям
    Наверх