Women's blog
- мужчинам вход запрещен!
f t B
Предречевое развитие. Часть 2

Предречевое  развитие. Часть 2

       «Речь» младенца. Многие родители считают, что говорить  ребенок начинает только в конце 1-го года жизни или еще позже, а раньше с ним  бесполезно разговаривать, так как он все равно ничего не понимает и не может  ничему научиться. Это глубокое заблуждение. Мы уже говорили о том, что малыш от  природы наделен удивительной способностью к речевому развитию. Голосовой  аппарат новорожденного настроен на звучание той речи, которую ребенок слышит  после рождения. Даже во время внутриутробного развития он способен выделять и  запоминать речь матери, или часто звучащее стихотворение, или музыкальное  произведение. Если мать регулярно читает вслух одно и то же стихотворение, то,  услышав его после рождения, малыш реагирует именно на это стихотворение,  выделяя его из других. Это проявляется в изменении ритма сосания пустышки.  Кроме того, в экспериментах показано, что младенец синхронизирует свою  двигательную активность с ритмом осмысленной речи взрослого. А запись  микродвижений с голосового аппарата младенца повторяет аналогичную запись речи  взрослого, причем такую синхронизацию можно обнаружить уже в первые дни жизни  ребенка.
  Таким образом, младенец сразу после рождения готов к  восприятию звуков человеческой речи, настроен на осмысленную речь и имеет  предпосылки к речевому развитию. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш  успешно и вовремя овладел речью, создавайте условия, благоприятствующие такому  развитию. Для каждого возраста они свои. Новорожденному достаточно слышать речь  взрослого – обращайтесь к нему по имени, нежно приговаривая и создавая  атмосферу общения. В этом возрасте младенцу свойственно слуховое сосредоточение,  в котором речь играет главенствующую роль.
  В первом полугодии жизни ребенка ваша речь, обращенная к  нему, будет вызывать у младенца максимальное внимание и радость по сравнению со  всеми другими воздействиями – ведь это наиболее значимый признак того, что  взрослый вступает в общение. Причем особую чувствительность малыш обнаруживает  к «бэби-ток», специальной «детской речи». И это очень важный момент, так как  именно преисполненная любви и нежности к ребенку мать невольно начинает  говорить тонким, «сюсюкающим» голосом с характерными интонациями, пользуясь  особыми словами. А это и есть именно то, что необходимо ребенку в первом  полугодии жизни: такой язык выражает любовь, нежность, ласку к крошечному  человеку.
  Нередко педиатры настаивают на том, чтобы с ребенком ни в  коем случае не «сюсюкали». Конечно, за неимением лучшего малыш будет  реагировать и на обычную «взрослую» речь. Но можем ли мы быть уверены в том,  что при этом ребенок получает все необходимое и не остаются нереализованными  его возможности? Не связано ли невольное стремление матери общаться с младенцем  своим особенным языком с тем сокровенным отношением, которое она испытывает к  малышу? Не затрагивает ли оно те струны в раскрывающейся душе младенца, которые  должны «прозвучать» именно в столь нежном возрасте?
  Некоторые родители также считают, что «сюсюкать» с детьми  нельзя. Часто, особенно в молодых семьях, возникают конфликты между мамой,  сторонницей «передовых» взглядов на воспитание детей, и бабушкой, «сюсюкающей»  с внучонком. Поэтому мы еще раз обращаем внимание этих мам на особую  настроенность младенцев на «бэби-ток». Иногда молодой матери трудно общаться с  малышом, ей не удается выразить свои чувства к нему «взрослым» языком, а  «бэби-ток» ей чужд. Обычно подобные трудности возникают у женщин, которые сами  были лишены такого общения в 1-й год жизни – по каким-то причинам их матери не  могли открыто и раскованно выразить свою любовь к ним.
  «Бэби-ток» биологически необходим для  развития общения и речи. Поэтому не стесняйтесь «сюсюкать» с малышом, делайте  это эмоционально и раскованно. В первом полугодии жизни у младенца возникают  первые привязанности, он учится открыто и полно выражать свои чувства… но  только в том случае, если и вы не стесняетесь проявлений своей любви. Вероятно,  эта способность сформируется и позже, но вряд ли стоит упускать возможность  незаметно развить ее. Может получиться и так, что в более старшем возрасте для  этого потребуются специальные усилия.
Хотя в первом полугодии жизни ребенок еще не овладевает  элементами речи, у него интенсивно формируется речевой слух. Малышу необходимо  слышать речь взрослого. Однако не просто разговоры людей между собой, а речь,  обращенную именно к нему, ребенку. Только в этом случае она будет благотворно  влиять на развитие малыша. И напротив, если живое человеческое общение заменить  включенным радиоприемником или телевизором, у ребенка быстро угаснет интерес к  речи. Помните также, что речь развивается прежде всего как средство общения.  Она нужна ребенку именно для этого. И чтобы малыш заговорил в срок, нужно  правильно и своевременно организовать само общение с ним. Если с 4–5-месячным  малышом много разговаривать, он очень быстро начинает произносить все более и  более сложные звуковые сочетания. Понаблюдайте за ребенком. Когда вы говорите с  ним, он внимательно вглядывается в ваше лицо и, как только возникает пауза в  вашем речевом потоке, начинает издавать звуки – «отвечать» вам. Главное  условие, для того чтобы малыш «заговорил», – эмоциональное, теплое общение  с ним. В процессе такого общения ребенок учится различать голоса на слух. К 6  месяцам он может радостно «рассказать» вам, что общается с хорошо знакомым ему  человеком. Если вы войдете в комнату так, что малыш вас не будет видеть, и  заговорите с ним, он заулыбается. А если услышит голос незнакомого человека, то  может и раскричаться.
 Привязанность к взрослому заставляет ребенка подражать ему.  Многие малыши с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки, звукоподражания.  Занимаясь с малышом, вы скоро заметите, что он старается повторять наиболее  простые выразительные слова. Поощряйте его инициативу, хвалите за вокализации и  звукоподражания – его вклад в игру. Малыш несомненно воодушевится, а его  интерес к речи возрастет.
  Можно заниматься с младенцем и по-иному. Мать наклоняется над  ребенком, ласково улыбается и произносит через определенные интервалы одни и те  же протяжные звуки, побуждая малыша ответить ей. Затем она учит малыша  прислушиваться к голосу и подражать ей, повторяя звуки, а позже и  звукосочетания.
Чтобы помочь малышу «разговориться», относитесь к нему –  напомним еще раз – как к личности. И разговаривайте с ним как можно больше.  Например, во время ухода за ним, раздевая и одевая его, называйте предметы  одежды. При купании обязательно рассказывайте ему, что вот сейчас вы моете  пальчик, или личико, или ножку и т. д. И называйте каждый предмет, который  берете в руки.
  ;Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. И не  забывайте о том, что он – ваш собеседник, а ваш «разговор» – обязательно  диалог. Игру выбирайте в соответствии с настроением младенца. Если у него  хорошее самочувствие и активное поведение, ему нравятся более подвижные и  веселые игры-тормошения типа «Идет коза рогатая». Если же младенец вял, утомлен  – игра должна быть тихой. Ласково поглаживайте ребенка, целуйте его, негромко  пойте протяжную песню. Именно при общении, подходящем к настроению, малыш  охотно начинает «разговаривать».

Категория: Семья и дети | Просмотров: 668 | Добавил: test | Теги: уход за ребёнком, речь ребенка, развитие речи у ребёнка, мама, воспитание, семья, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Реклама на сайте
  • Контактная информация
  • © 2024 Все права защищены.
    При копировании материала активная ссылка на источник обязательна! Powered by www.mini-ubki.ru
    Обращение к пользователям
    Наверх