Развитие движений. Часть 2На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую «базу» для шага. Это, в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени – и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения. Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения – перешагивание через низкие предметы. Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, где нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед. Одновременно с совершенствованием движений в возрасте 2,5 года – 3 лет продолжается развитие начальных представлений о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6–7 кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости (построение поезда, забора и т. д.), пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения. Развивается и манипулирование мелкими предметами. Так, ребенок сначала неловко, а потом свободно переворачивает страницы книги, вкладывает мелкие предметы в маленькие отверстия. По-иному теперь малыш берет карандаш – не ладонью, как раньше, а кончиками пальцев. Такой способ захвата карандаша облегчает произвольные движения в лучезапястном суставе. В возрасте от 2,5 года до 3 лет ребенок уже довольно свободно воспроизводит по подражанию вертикальные и горизонтальные линии. С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна его рука тянет лист по направлению к телу, а другая то же делает в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен. Увеличение силы мышц пальцев позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Малыш уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы. В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно наблюдать, когда он, играя, ходит на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила. К концу 3-го года жизни координация движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом. Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей), наиболее часто – правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует. К концу 3-го года жизни формируется правильный захват карандаша: он удерживается между большим и указательным пальцами, опирается стороной на средний палец. Благодаря все более свободным движениям в лучезапястном суставе ребенок может чертить карандашом не только вертикальные и горизонтальные линии, но и круги. Он начинает с удовольствием раскрашивать картинки, но при этом его штрихи еще беспорядочны, и он нечетко соотносит их с формой раскрашиваемого объекта. В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать «молнию» на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих, довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания. Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания. Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи. При поражении центральной нервной системы развитие моторики у малыша нарушено. В зависимости от характера и тяжести болезни двигательные аномалии проявляются различно как по степени выраженности, так и по специфике нарушений. У детей с легкими остаточными признаками поражения центральной нервной системы и при так называемой минимальной мозговой дисфункции может запаздывать формирование более тонких и дифференцированных движений. Например, пяточно-пальцевой схемы ходьбы. Малыш продолжает ходить, большей частью опираясь на пальцы стоп. При нарушениях равновесия ребенок передвигается на широко расставленных ногах с преимущественной опорой на внутренние края стоп. Координированные движения рук и ног в этих случаях развиты недостаточно. Отставание в развитии моторики выражается и в том, что малыш способен прыгать только с поддержкой и часто с выбрасыванием одной ноги вперед. При более значительном отставании в моторном развитии ребенок не прыгает вовсе. Детям с легкими отклонениями в развитии моторики может быть недоступным лишь произвольное изменение скорости, силы и направления движений. При тяжелом поражении центральной нервной системы, и, в частности, при детском церебральном параличе, ребенок к 3 годам может не ходить вообще или передвигаться приставным шагом, держась за руку взрослого. Поражение центральной нервной системы, даже минимальное, приводит к отставанию в развитии функциональной активности рук. Эти нарушения очень разнообразны, но во всех случаях малыш затрудняется выполнять тонкие движения пальцами рук, изолированные друг от друга движения руками, попеременные движения ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание кистей, сжимание и разжимание пальцев, движения руками с дозированным усилием и заданной амплитудой. Кроме того, могут наблюдаться различные непроизвольные движения. Это, в частности, гиперкинез (резкие насильственные движения) или тремор (дрожание рук). Такие движения обычно усиливаются по мере приближения руки к цели, например ко рту во время еды. Могут возникать навязчивые движения рук: ребенок сжимает их, потирает, кусает и т. д. Во всех таких случаях малыша обязательно нужно показать психоневрологу. Родителей порой беспокоят разного рода стереотипные движения, а также пароксизмальные проявления во время сна. Это монотонные ритмические раскачивания во сне на четвереньках. Они чаще всего наблюдаются у детей, лишенных положительных эмоций в достаточном количестве. Такие дети, как правило, воспитываются с самого раннего возраста в домах ребенка, а потом в детских домах. Стереотипные движения часто наблюдаются у детей с олигофренией, эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями. Однако качания во сне встречаются и у детей, живущих в благополучных семьях, в которых родители уделяют много внимания своему ребенку. Часто эти ребятишки отличаются повышенной нервной возбудимостью – невропатией. | |
|