Women's blog
- мужчинам вход запрещен!
f t B
Своеобразие общения взрослого и младенца. Часть 2

Своеобразие общения взрослого и младенца.

Часть 2

     О том, что общение сформировалось, можно судить по четырем признакам.

   1. Ребенок смотрит в глаза взрослому. Это говорит о том, что малыш настроен на общение и заинтересован в нем.  

2. В ответ на обращение взрослого ребенок улыбается. Это эмоциональная реакция, выражающая удовольствие ребенка от общения со взрослым.

  

3. При виде взрослого ребенок начинает улыбаться, оживленно двигать ручками и ножками, а то и всем тельцем, вокализировать. Это попытки привлечь к себе внимание взрослого.

  

4. Малыш изменяет свое поведение, чтобы продлить эмоциональное общение со взрослыми и дать им возможность еще и еще раз продемонстрировать свою любовь и нежность к нему, ребенку.     Если в поведении младенца вы находите только отдельные из перечисленных признаков, то это означает, что процесс общения находится в стадии становления. Когда налицо все четыре признака, общение считается сложившимся. Обычно при правильном воспитании к 3 месяцам малыши уже хорошо умеют общаться с близкими людьми на доступном им эмоциональном уровне.     Если вы подойдете к кроватке бодрствующего 3-месячного младенца, он сразу устремит на вас взгляд, улыбнется, задрыгает ручками и ножками, загулит. Чем дольше вы не ответите ему, тем активнее он будет проявлять комплекс оживления и лишь спустя минуту-другую замрет, а затем недовольно отвернется. Значит, малыш ждет общения, поощряет его, проявляет недовольство безразличием взрослого. Не разочаровывайте своего ребенка, окликните его, приласкайте, поговорите с ним. У такого малыша общение сформировано.     Если же младенец только смотрит на вас, не проявляя инициативы к общению, безразлично отворачивается или устремляет взор на что-либо, значит, он еще не умеет общаться. Иногда малыши отвечают на обращение взрослого улыбкой или двигательным оживлением, но сами не стремятся вызвать взрослого на общение. Это часто бывает, когда взрослые не поддерживают инициативу малыша, а в общение с ним вступают только по собственному желанию.     Чтобы у ребенка развивалась инициатива, вы должны подкреплять ее всем своим поведением. С первых дней его жизни чутко реагируя сначала на признаки недовольства, а позже – и удовольствия малыша, вы даете почувствовать ему, что эта его собственная активность очень важна: она изменяет обстоятельства в желаемую сторону. Вы помогаете ребенку ощутить эффективность его действий, приобрести самостоятельный опыт влияния на окружающий мир. Так общение пронизывает всю жизнь ребенка. И оно ни в коем случае не должно быть эпизодическим.Вступая в эмоциональный контакт с младенцем, следует использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются.

  

Какие же это действия?

  

1. Прикосновение. Обычно ребенку доставляет удовольствие, когда вы его поглаживаете, похлопываете по плечику, перебираете пальчики, производите его ручками и ножками движения типа пассивной гимнастики.

  

2. Разговор с ласковыми интонациями, обращение к ребенку по имени, воспроизведение звуков из репертуара младенца. Обязательно выслушивайте «ответ» ребенка и вновь обращайтесь к нему, продолжая «разговор».

  

3. Улыбка. Все действия с малышом сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку малыша. Когда он особенно развеселится, смейтесь вместе с ним.

  

4. Взгляд. Не забывайте смотреть в глаза малышу, старайтесь как можно дольше продлить контакт взглядов.     Обычно любящая мать сама изобретает различные способы эмоционального общения с ребенком. Одни носят малыша на руках, покачивая его, другие любят тормошить младенца и щекотать его, третьи – рассказывать сказки-потешки или играть, шутливо «бодаясь».     Ребенок, с которым достаточно и правильно общаются близкие ему взрослые, хорошо развивается. Он – энергичное, жизнерадостное, открытое и доброжелательное существо.     К концу первого полугодия комплекс оживления как основное средство «разговора» со взрослыми постепенно распадается, заменяясь более совершенными средствами общения. Вы можете обнаружить это, когда на 4-м месяце ребенок начинает по-разному реагировать на различных взрослых людей. До этого комплекс оживления возникал у малыша как на знакомое, так и незнакомое лицо. Теперь при попытке взрослого вступить в контакт с ребенком у малыша можно заметить ориентировочную реакцию, которая может переходить либо в комплекс оживления, либо в страх. В последнем случае вслед за замиранием у младенца учащается дыхание, в глазах появляется испуг, и он кричит. В возрасте 4–5 месяцев у малыша возникает реакция испуга при резких звуках. Особенно сильно испуг выражен у возбудимых детей, у малышей с невропатией, детским церебральным параличом.     Появление в возрасте 4–5 месяцев дифференцированной реакции на общение со взрослым – важный признак нормального психомоторного развития младенца. При отставании ребенка в развитии эта реакция может отсутствовать. Она порой не обнаруживается и у детей, воспитывающихся в детских учреждениях.     В этом же возрасте вы можете наблюдать у своего крошки еще одну новую для вас реакцию – недовольство в ответ на прекращение общения: он протестует криком против ухода взрослого. Эта реакция очень непостоянна, ее проявляют не все здоровые ребятишки. Однако, если вы ее обнаружили, значит, у вашего малыша хорошее нервно-психическое развитие.     В конце первого полугодия у ребенка возникает потребность более тонко разбираться в эмоциях взрослого и более совершенно выражать собственное к нему отношение, свои желания и состояния. Характерно, что в первом полугодии дети обнаруживают обостренную чувствительность к разнообразным оттенкам положительных эмоций взрослых, а отрицательные эмоции различают менее тонко. На выражение упрека, сердитое лицо матери 3–4-месячные младенцы реагируют так же радостно, как и на ее улыбки, похвалы. В этом возрасте малышу прежде всего важно то, что взрослые внимательны к нему. Безразличие взрослого воспринимается детьми отрицательно, вызывая у них тревогу и недовольство.     В рамках обмена положительными эмоциями вызревает следующая форма общения, в которой уже будет место и отрицательным эмоциям, и жестам, и другим невербальным действиям. Переход к новой форме общения невозможен без достаточно развитого эмоционального общения, без овладения манипуляциями предметами. Однако предметные действия ребенок осваивает также под влиянием общения.     Давно известно, что дети, лишенные полноценного общения, поздно и плохо овладевают действиями с предметами, неохотно играют. Почему столь важна роль общения в познавательной активности ребенка?     Во-первых, в общении малыш получает такой заряд бодрости и радости, что надолго сохраняет его и способен употребить для получения любой информации, не обязательно исходящей от человека. Общение ставит малыша в активную позицию и по отношению к предметному миру. Во-вторых, общающийся взрослый представляет для ребенка самый интересный источник воздействия, объект познания. И малыш, для того чтобы вступить в общение с ним, вынужден овладеть некоторыми познавательными действиями. Рассматривая во время общения лицо, фигуру человека, трогая его, вслушиваясь в его голос, ребенок учится совершать сложные действия под контролем зрения и слуха, обучается приемам обследования, которые использует в дальнейшем и при изучении предметов.    

Категория: Семья и дети | Просмотров: 594 | Добавил: test | Теги: семья, воспитание, мама, развитие ребёнка, первое слово, уход за ребёнком, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Реклама на сайте
  • Контактная информация
  • © 2024 Все права защищены.
    При копировании материала активная ссылка на источник обязательна! Powered by www.mini-ubki.ru
    Обращение к пользователям
    Наверх